Вход

Известный ученый из США на ржевской земле

• Автор Всеволод Глущенко

Уильям Крафт Брумфилд (1944 г. р.) — доктор философии, профессор славистики, историк русской архитектуры, фотограф, автор многих книг и статей (университет Тулейн, США). В свое время закончил университет Беркли (Калифорния). Посещает СССР, а потом Россию, начиная с 1970 г. В общей сложности прожил в нашей стране 10 лет. Коллекция У. К. Брумфилда насчитывает 12500 черно-белых фотоснимков 8x10 и более 55000 цифровых файлов, большинство из которых цветные. (По материалам сети интернет).
… На перрон вокзала Ржев-2, не торопясь, вышел довольно высокий, слегка сутулый  пожилой человек в очках. Вещей с собой у него было поразительно немного, всего пара сумок, учитывая, что много места занимал внушительный фотоаппарат. Видимо, ученый привык путешествовать налегке. Он вежливо поздоровался с нами и сразу же начал разговор о чем-то интересном из своей богатой событиями жизни, связанном с предыдущими поездками. Гость говорил по-русски лишь с небольшим акцентом. В этой беседе я узнал от него, что латинский язык, например, такой же сложный, как и русский, а у моей дочки, бывшей с нами, как выяснилось, хорошее английское произношение. Немного постояв на остановке, мы взяли такси и поехали к нам домой.
Идея побывать в Ржеве возникла у профессора давно. И дело не только в том, что в той войне участвовал его отец. Привлекал его и сам наш город. Зная его по фотографиям С. Прокудина-Горского из библиотеки конгресса США, ученый стремился сравнить то, что было, с тем, что сохранилось. И вот, в начале августа 2016 года, в одну из суббот, исследователь ступил на ржевскую землю.
***
На следующий день, взяв Игоря Рослякова — известного в городе художника и краеведа, служившего когда-то со мной в одной дивизии, а теперь послужившего нам гидом, и заправив его «Москвич» — мы, наш гость, я и мои двое детей, 19-летний Александр и 11-летняя Ярослава, двинулись в путь. Погода благоприятствовала: светило приветливое летнее солнышко, дождя не ожидалось.
Профессора, сидевшего на переднем сиденье, по-видимому, интересовало все. Он живо реагировал на любые подробности окружающего, а Игорь Росляков, в прошлом поисковик, досконально знающий город и район, довольно бойко вел с ним беседу.
В таких ситуациях подчас жалеешь, что нет с собой диктофона.
Прежде всего мы осмотрели обелиск и стелу воинской славы на Советской площади, обойдя при этом всю площадь пешком. Затем выдвинулись на Смоленское кладбище, где есть неплохо сохранившийся храм. Его Брумфилд фотографировал с разных ракурсов. После этого мы посетили музей в Хорошево (там нам устроили экскурсию), краеведческий музей и Вознесенский собор. Также ученого заинтересовало несколько других зданий: неоготическая постройка на Ленинградском шоссе, остатки церкви Варвары Великомученицы на Садовой, частично сохранившаяся колокольня старообрядческого храма на Смольной, а также в прошлом прекрасный, а ныне заброшенный особняк на Партизанской. Про каждый объект профессор нам подробно рассказывал, когда и в каком стиле построен. Около особняка на Партизанской в наш разговор вступили местные жители, дополнившие уже известное нам новыми сведениями.
К концу дня мы все были под впечатлением, хотя и слегка устали, но Уильям был неутомим. Отпустив нашего гида, мы вернулись к нам домой на «мебельный» и поужинали блинами, которые с любовью приготовила моя жена Оля. А после ужина гость изъявил желание побывать и на мемориальном советско-немецком кладбище, куда мы вскоре и отправились, теперь уже на маршрутке. Там Брумфилд тоже много фотографировал, правда, был теперь молчалив и задумчив. Вечером он долго работал в отведенной ему комнате на ноутбуке.
***
На следующее утро, в воскресенье, позавтракав, мы выехали пораньше, часов в 10, правда, на этот раз без детей (они поехали к бабушке). Сначала заскочили в гарнизон, где Игорь с гордостью представил профессору свою художественную мастерскую со множеством интересных работ, а потом наш путь лежал в Ржевский район, в направлении Клешнево. Погода снова баловала. Игорь, как водится, включил рок, и мы «полетели». «Аэросмит?»  — понимающе спросил у него Брумфилд. «Нет, что вы! «Аэросмит» — глэм-рок,  —  отозвался Росляков, — это «Слэйер». Профессор одобрительно кивнул.
Вскоре, переправившись через две речки — Бойню и Городню (одну переехали по мостику, а вторую вброд) — мы не без труда поднялись на внушительный холм. Игорь сказал, что обычно сюда заезжают на внедорожниках, а не на «Москвичах». Нам открылся вид на огромный собор, одиноко стоящий среди деревьев — русско-византийский, с прекрасно сохранившейся колокольней. На стенах собора снаружи остались следы от попаданий снарядов, а на колокольне кое-где имеются надписи: «сапер», «минер» и другие. Здесь мы задержались надолго: Брумфилд все с интересом осматривал и снимал.
Покинув примечательное место, мы вернулись в Ржев и выехали на старицкое направление, далее свернули на второстепенную дорогу, двигаясь по которой, видели уцелевшую стену храма около Маслова. Потом отправились дальше с целью отыскать и осмотреть храм, известный под названием Шутовский. Километрах в двух от него нам пришлось выйти из машины, дальше следовать пешком по дороге между деревьями. Возможно, когда-то эта дорога шла посреди поля, но затем влажные канавы по ее сторонам дали жизнь молодой поросли. Теперь грунтовка затерялась  среди деревьев. Некоторые из них повалились, да и колеи на дороге глубокие — в общем, не дорога, а полоса препятствий, и внедорожник Игоря там бы неминуемо застрял. Невзирая на перечисленные нюансы, профессор уверенно шагал рядом с нами, как молодой, и даже умудрялся по пути беседовать со мной о правильном произношении некоторых английских слов и названий отдельных штатов.
Шутовский храм с прекрасно сохранившимся сводом  вскоре открылся перед нами в очередной группе деревьев. Небольшие колонны, лепнина — все это выглядит полуразрушенным, как и боковые помещения, но основная часть мощного здания в стиле барокко цела, хотя строению намного больше двухсот лет. Кстати, заглянув потом, по совету нашего профессора, на сайт «Соборы. ру», я с удивлением открыл для себя, что из нескольких десятков храмов Ржевского района есть даже один постройки 17-го века.
***
Вернувшись к машине, я предполагал, что теперь мы уже вернемся в Ржев. Но подошедший чуть позже ученый неожиданно предложил Рослякову отвезти нас в Зубцов. Игорь не  возражал. В дороге между знатоками истории вновь шла активная и поучительная для меня беседа, теперь уже о последней войне. В представшем перед нами Зубцове не сразу удалось найти нужный храм, один раз даже пришлось спросить дорогу, но потом мы все-таки его разыскали. И не пожалели. Отреставрированный Успенский собор, весь его прекрасный интерьер, надо видеть своими глазами. Несмотря на то, что храм в это время не работал, для нас его открыл приветливый дежурный, живущий рядом, и мы все подробно осмотрели.
Вечером, снова усердно поработав на ноутбуке и готовясь к отъезду на ночном поезде в Москву, наш гость, случайно увидев по телевизору какую-то смутившую его новость, произнес: «Мир сошел с ума. Хорошо только в России».
Подводя итог, выскажу свое мнение. Искусство — то, что находится вне времени и вне политики. И так будет всегда. Изучающих его энтузиастов из других стран, подобных профессору Уильяму Брумфилду, мало. Хорошо, что они вообще есть. Кстати говоря, известный ученый нередко на родине сталкивается с непониманием коллег. Но он продолжает нести правду о нашей Родине, ее великой истории, всему миру. Теперь о результатах поездки в Ржев профессор Уильям Брумфилд готовит новую книгу. •