Вход

Смоленская весна

Путевые заметки

Предложение тверских ребят-баскетболистов сыграть за сборную нашей области в чемпионате среди ветеранов 40+ встретил с некоторым сомнением. Потому что отношусь я к другой возрастной категории, в январе мне стукнуло 61. В ветеранском спорте градации идут через пять лет, с сорокалетними меня разделяют четыре границы. С другой стороны, форму стараюсь поддерживать, а когда играют люди в возрасте, и травмы возможны, и меняться надо почаще. Чем многочисленней состав, тем лучше.  Поэтому согласился поехать в Смоленск, где нам предстояло встретиться с хозяевами и Брянской областью. Условия простые — надо занять первое или второе место, чтобы попасть в «финал четырех». Где будут всегда «великая и ужасная» Московская область и Курск.
Мы долго судились-рядились с нашим тверским тренером и организатором поездки Виталиком Михалевым, как мне добираться до Смоленска. Они едут из Твери на машинах, я где-то должен к ним подсесть — то ли на старицкой трассе (поворот на Зубцов), то ли в Зубцове. Потом парни промониторили путь и выяснили, что дорога Зубцов-Вязьма —  убитая. Решили следовать через Шаховскую. И получилось, что мне удобней ехать самому: на поезде С.-Петербург — Смоленск.
В субботу, 27 марта, в 7.30  в сидячем вагоне я оправился на берега Днепра. Проезжал места, наводящие спортивные воспоминания. В Сычевку был наш первый выезд в седьмом классе с тренером В. Ивашиным. Многие сейчас говорят — как хорошо было в СССР. Так вот, в СССР денег для поездок детей на соревнования не было от слова «вообще». Мы выбирались только в Сычевку и Торжок — лишь потому, что туда ходили дешевые пригородные поезда, а мы ехали за полцены. Однажды наши тренеры выбили на весенние каникулы выезд на турнир в Валдай — я с товарищами до сих пор вспоминаю ту поездку как праздник, тем более, что мы победили. Три дня жили в комфортабельной (по тем временам) гостинице! Представляю, сколько усилий это стоило тогдашнему директору ДЮСШ В. Гусарову. А сейчас школа имеет свой автобус, ребята чуть ли не еженедельно выезжают на турниры и первенства. И не в Торжок и Сычевку, а в Тверь, Подмосковье и куда подальше.

***
 Вязьма… Когда я в 1984-м пришел из армии и вернулся в Ржев, в Вязьме каждый февраль проводился баскетбольный турнир памяти какого-то местного героя, в котором мы участвовали. Потом заглох. Вязьма — город-близнец Ржева, и по населению, и по воинской славе. А вот гостиница у них еще 10 лет назад была зачуханная. Сейчас, конечно, все изменилось. Интернет утверждает, что лучший вяземский отель называется «Буржуй».
 Чем ближе к Смоленску, тем меньше снега. А в самом Смоленске его почти не осталось. Приятно приезжать в чужой город чуть ли не в первый яркий весенний день, когда шпарит солнце, и на улице после надоевших минусов — плюс десять.  Ехал с вокзала к отелю на маршрутке и обращал внимание на названия улиц. Тухачевского — кое-кто до сих пор считает, что он шпионил в пользу Германии, за что и был расстрелян, но это, конечно, ерунда. Сталину был ближе абсолютно преданный и малокомпетентный Ворошилов, нежели блестяще разбиравшийся в военных вопросах Тухачевский. Реабилитирован маршал Тухачевский был одним из первых после ХХ партсъезда — в 1957 году. Михаил Николаевич родился в Смоленской губернии. На улице писателя-фантаста А. Беляева (уроженца Смоленска) расположена православная гимназия, открытая еще в 1992-м. Почему-то ее здание самое обшарпанное в городе. Областная библиотека носит имя А. Твардовского — он тоже смолянин.
Проезжаем улицу Б. Советскую. На ней мы неделю жили в студенческой общаге в 1978-м, когда я играл на зоне «Буревестника» за свой кировский институт. Ходил в кино, даже название помню — «Школьный вальс».
Наш отель называется «Премьер» и расположен на улице Крупской. С удовольствием его порекламирую — уютное, милое, тщательно заботящееся о своем реноме заведение. Здесь останавливалась куча знаменитостей — В. Леонтьев, Баста, «Новые русские бабки» и т. д. Висят их портреты с автографами. Цены невысокие — номер на двоих стоит 2500 руб. в сутки (включая завтрак). Ребята уехали в воскресенье утром, а мой поезд уходил из Смоленска в 17.30. Мне разрешили остаться в номере до 16.00, хотя «зачетное» время — 12.00. В Твери такое без доплаты невозможно в принципе.

***
 Мы играли в двух залах, которые находятся в разных концах Смоленска — один в Киселевке, другой в Заднепровье, на выезде в сторону Москвы. В субботу встречались с хозяевами и обидно уступили одно очко — 62:63. Лучшими у нас были ржевитянин Андрей Зуев и нелидовец Сергей Верховский. Оба, правда, уже давно живут в Твери. Сережка Верховский, мой сосед по номеру, забил шесть «трешек», а всего набрал 22 очка. У меня хранится папка с протоколами чемпионата Тверской области 1991 года, когда Ржев стал первым, а Нелидово заняло второе место. 17-летний Верховский тогда «зажигал» за Нелидово, ну, а я был одним из основных нападающих Ржева. Из всех участников (играло 8 команд) в числе действующих остались мы да несколько парней из Торжка.
 Смоленск по расписанию проводил две встречи подряд, и вновь ему повезло — у Брянска хозяева тоже выиграли одно очко. А на следующий день сказалось наше преимущество в глубине скамейки. Брянск приехал всемером, а нас было 10. Частыми заменами наш тренер поддерживал высокий темп, и в третьей четверти мы ушли вперед на 30 очков. В итоге — 72:49. Мы заняли второе место, попали в «финал четырех», который пройдет в Курске 24-25 апреля. Там будет и Смоленск. Мос-  область в полуфинале обыграть очень трудно, а вот третье место занять реально.•